Универсальный котел КЧМ-5 — надежный отопительный агрегат, работающий на трех видах топлива
Универсальные водогрейно-отопительные котлы Кировского завода, основанного в 1745 г., изготавливается из чугуна и до сей поры пользуется устойчивым спросом у населения. Рассказав немного о самих котлах, остановимся на новом тренде — модернизации привычных агрегатов, приспособленных для работы на отработанном масле.
Содержание
- Общая информация
- Ассортиментная линейка по видам топлива
- Советы по эксплуатации
- Основные меры безопасности
- Отзывы
- Котел КЧМ-5-30 на отработанном масле
Общая информация
Котлы универсальные – работающие, при соответствующем переоборудовании, в том числе на твердом, жидком (мазут, солярка, керосин) или газообразном (природный газ) топливе – тип КЧМ-5, и далее по тексту – котлы, относятся к категории водонагревательных отопительных приборов.
Чугунные котлы изготавливаются в строгом соответствии с техническим условиям и по ГОСТ-20548. Предназначены для функции теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий и сооружений коммунально-бытового назначения, оснащенных системами отопления с теплоносителем в виде воды с естественной циркуляцией.
Ассортиментная линейка по видам топлива
Котлы по виду сжигаемого топлива изготавливаются в нескольких вариантах, и для идентификации исполнения маркируются соответствующей отметкой в таблице технических характеристик, а именно:
- «Т» – твердое топливо;
- «Гн» – газообразное топливо;
- «Ж» – жидкое топливо.
ВНИМАНИЕ! За базовый вариант при изготовлении исполнений котельных приборов, работающих на газообразном (Гн) или жидком (Ж) топливе принят котел на твердом топливе (Т) и укомплектованный на предприятии газогорелочным устройством или жидкостной горелкой.
а) Топливом для ГОСТов исполнения Т является:
- бурый уголь — согласно ГОСТ 14834-86;
- каменный уголь — на основе ГОСТ 8163-87;
- дрова — по требованиям ГОСТ3243-88;
- брикеты торфа — на основании ГОСТ 9963-84;
- фрезерный торф, обозначенный в ГОСТ 13672-76 и т.д.
За расчетное топливо для котлов принимается сортированный антрацит, который регламентирован ГОСТом 8188-87.
б) Топливом для котлов исполнения «Гн» представляется природный газ сниженного давления согласно ГОСТ 5542-87.
в) Топливом для котлов исполнения «Ж» является дизельное топливо на основании ГОСТ 305-82.
Советы по эксплуатации
Примеры условных обозначений
- Приборов на твердом топливе:
- Котел КЧМ-5-21,0-Т ТУ21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-21,0-Т-ТР ТУ21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-21.0-Т-ПД ТУ21-469-029-95;
Где 21,0 — его теплопроизводительность, кВт, Т — твердое топливо, ТР- тягорегулятор, ПД – вентилятор (принудительное дутье).
- Котлов на газообразном, низкого давления топливе с атмосферными горелками, чаще именуемыми инжекционными:
- *с термоманометрической (пневмомеханической) автоматикой:
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – Р — РР ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – Р — ЭР ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – К — РР ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – К — ЭР ТУ 21-469-029-95,
- с электроуправляемой автоматикой:
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – Р- РР –ЭУ ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – Р -ЭР -ЭУ ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – К- РР -ЭУ ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0 -Гн – К- ЭР -ЭУ ТУ 21-469-029-95,
Где 27,0- теплопроизводительность, кВт, Гн- природный газ сниженного давления, Р- уп-рощенный кожух, К- декоративный кожух, РР- ручной тип розжига, ЭР*- устройство пьезо-розжига, ЭУ- электроуправляемая система автоматики.
* — наличие устройства розжига обозначается значком , расположенным около кнопки пуска нагревательного устройства.
ВНИМАНИЕ! При наличии розжига «ЭР» в системе электроуправляемой автоматики условное обозначении можно не проставлять.
- Котлов на газообразном топливе, комплектуемых дутьевыми факельными горелками:
- Котел КЧМ – 5 – 50,0 – Гн – Р ТУ 21 – 469 – 029 – 95;
- Котел КЧМ – 5-50,0-Гн-К ТУ21-469-029-95;
Где 50,0 – Теплопроизводительность, кВт, Гн – природный газ сниженного давления, Р – упро-щенный кожух, К – декоративный кожух.
- Котлов, работающих на жидком топливе:
- КотелКЧМ-5-27,0-Ж-Р ТУ 21-469-029-95;
- Котел КЧМ-5-27,0-Ж-К ТУ 21-469-029-95;
Где 27,0 – Теплопроизводительность, кВт, Ж – жидкое топливо, Р – упрощенный кожух, К – декоративный кожух.
К сведению! Для вычисления максимума по расходу конкретного вида топлива для регионов необходимо знать и учитывать его теплотворную способность, значения которой указаны, усредненно, в справочниках, либо в сертификатах, идущих с поставкой топлива.
Для приблизительного расчета расходов теплоносителя можно пользоваться следующими показателями теплотворной способности следующих видов топлива:
- дрова сухие — 12-14 МДж/кг,
- торф — 10-12 МДж/кг,
- бурый уголь — 12-14 МДж/кг,
- каменный уголь — 25-27 МДж/кг,
- антрацит — 30-32 МДж/кг:
- условное топливо — 29000-29350 МДж/кг.
Основные меры безопасности
Рекомендуется использовать котел в помещениях, где температура окружающего воздуха не опускается ниже +5 градусов и относительной влажностью, не превышающую 80 %.
Не разрешается эксплуатация котла с не до конца заполненной системой или заполненного не полностью теплоносителем котла;
Запрещается оперативно быстрое заполнение не остывшего котла проточной холодной водой;
Запрещается слив горячей воды напрямую из системы отопления при работающей системе для горячего водоснабжения. Возможна установка в систему отопления специального водонагревателя;
Нельзя оставлять котел без надзора до полного разгорания твердого топлива во избе-жание пожара;
4 Слить теплоноситель из отопительной системы и с котла, при консервации его на длительный срок (период свыше двух дней) и для исключения размораживания котельного оборудования и магистральных труб отопления в холодное время (при температуре воздуха ниже 0 градусов Цельсия).
Отзывы
Решетов Владимир Романович, Зам. начальника исправительного учреждения ИК-12 :
У нас в Воркуте зима почти 10 месяцев в году, да и температуры, бывает, что зашкаливают. Мы пользуемся как раз этими КЧМами, причем у нас есть все производимые модификации. Нареканий они не вызывают: они могли бы быть более мощными, иметь уровень КПД выше, но это мелочи в сравнении с их простотой, работоспособностью и надежностью. Давно уже местные «элементы» сами переналаживают котел под другой вид топлива, так что он и в правду прост и в эксплуатации, и в обслуживании. Котел греет большие объемы, но единственный его минус — достаточно громкий звук (шум) при работе.
Терехин Андрей Васильевич, Главный механик Чусовского металлургического завода:
Меня как механика даже немного удивила простота конструкции и ее сочетание с современной и довольно-таки эффективной автоматикой отечественного и импортного производства. Котлы КЧМ-5 ведут себя стабильно вне зависимости от температуры за бортом и площадей, которые он обогревает. Интересно сделана система сжигания топлива, потому что во всех вариантах исполнения существует пилотная горелка, которая, по какой-то причине, всегда легко загорается.